В соответствии с федеральным законом - от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Детям с ограниченными возможностями здоровья
Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам подборку информационных ресурсов, которые, возможно, будут для Вас полезны и помогут найти ответы на интересующие вопросы.
Аббревиатура ОВЗ расшифровывается как ограниченные возможности здоровья. Под этим термином обычно понимают нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, умственную отсталость, расстройства аутистического спектра.
ОВЗ — не равно инвалидность. Это педагогическое понятие, а «инвалидность» — медицинский термин. Статус ОВЗ даёт психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), а инвалидность устанавливают врачи на медико-социальной экспертизе. У ребёнка может быть инвалидность без статуса ОВЗ. Например, у ребят с сахарным диабетом. И наоборот: ребёнок с задержкой развития может не иметь инвалидности.
Для обучения детей с ОВЗ в начальных классах действуют специальные образовательные стандарты:
• ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ.
В основной и старшей школе школьники с ОВЗ учатся по обычным ФГОС.
Обычно дети с ОВЗ перед поступлением в первый класс проходят ПМПК. При этом по рекомендации комиссии ребёнок, имеющий проблемы со здоровьем, может пойти в школу не с 6,5–7, а с 8 лет.
Заключение ПМПК действует до конца четвёртого класса. После окончания начальной школы ребёнок снова проходит комиссию. Здесь возможны три варианта развития событий:
• диагноз снимают, и школьник переходит в класс нормы;
• диагноз продляют;
• диагноз меняют на другой в зависимости от новых показателей.
Если же ученик с ОВЗ успешно освоил программу и прошёл государственную итоговую аттестацию, он получает обычный аттестат.
Заключение ПМПК, в котором определяется программа для обучения конкретного ребёнка, носит рекомендательный характер, то есть родители могут не отдавать документы администрации школы. Но тогда ребёнок не сможет рассчитывать на специальные условия, которые должна обеспечить школа для обучения детей с ОВЗ:
• занятия с учителем-дефектологом,
• учителем-логопедом,
• педагогом-психологом.
Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012) в образовательных организациях осуществляющих начальное общее, основное общее и среднее общее образование (школах) обеспечивается доступность образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МКОУ «Варгашинская средняя школа №1» рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Задачи:
• обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
• организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
• сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
• создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
• совершенствование системы кадрового обеспечения.
В образовательной организации МКОУ «Варгашинская средняя школа №1» созданы условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
• школа реализует программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья:
-Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (ВАРИАНТ 7.1 и ВАРИАНТ 7.2);
- Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (Вариант 5.1 и ВАРИАНТ 5.2);
-Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с ЗПР 5-9 классов.
• по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому;
• вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
• в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает психолого-логопедическое сопровождение;
• для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:
о специально оборудованных учебных кабинетах
доступно для лиц с ОВЗ всех категорий, кроме лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и передвигающихся на креслах-колясках
В ОУ имеется сенсорная комната для обучающихся, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Комната оборудована следующим оборудованием: интерактивный источник света для фибероптики; пузырьковая колонна «Стелла»; панно «Бесконечность»; безопасное настенное зеркальное панно с подсветкой из фибероптических волокон; ковёр «Звёздное небо»; световой оптоволоконный модуль «Разноцветная гроза»; пушка световая узконаправленная «Зебра-100».
об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
доступно для лиц с ОВЗ всех категорий, кроме лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и передвигающихся на креслах-колясках
о библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
доступно для лиц с ОВЗ всех категорий, кроме лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и передвигающихся на креслах-колясках
об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
доступно для лиц с ОВЗ всех категорий, кроме лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и передвигающихся на креслах-колясках
Тренажерный зал, оборудованный тренажерами для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: дорожка здоровья, фитбол, сухой бассейн, лечебный пуфик для разгрузки позвоночника, массажный коврик со следочками, мягкий модуль “Макси-цилиндр”, мягкий модуль тренажер “Лазанька”, мячи для развития мелкой моторики.
о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
На основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и согласия родителей (законных представителей) школа обеспечивает проведение занятий с обучающимися на дому, а также по адаптированным основным образовательным программам в специальных классах и в рамках инклюзии для детей с ОВЗ.
Основанием организации обучения на дому является заключение медицинской организации и заявление родителей (законных представителей), осуществляется на основе индивидуального учебного плана, расписания уроков в соответствии с количеством учебных часов, установленных ПМПК или медицинской организацией. Приказом определяется персональный состав педагогов, ведется классный журнал. Родители (законные представители) обязаны создать условия для проведения занятий на дому.
об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
для удобства ориентирования слабовидящих людей на входной лестнице по краю первой и последней ступеньки на всю ширину ступени, выполнена контрастная полоса ярко-жёлтого цвета;
входная группа имеет специальные элементы обозначения;
установлен звонок вызова дежурного по школе рядом с входной дверью на высоте 70 см;
имеется маркировка стеклянной части входных дверей;
имеется место для собаки – поводыря;
для удобства лиц, передвигающихся на креслах-колясках, имеется пандус на главном входе в здание;
предоставление услуги с сопровождением инвалида по территории объекта работником организации.
ДОСТУПНАЯ СРЕДА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ:СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И РЕШЕНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ